Эссе на тему "ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ"
Через тернии к педагогическому мастерству
Сколько бы дорог перед тобой не открывалось, приведут они тебя только на тот путь, который является именно твоим. Так вышло и с моей нынешней профессией.
Мои родители педагоги, и уж точно я не думала о выборе этой профессии. Я видела вечно занятую маму, постоянно проверяющую тетради, что-то придумывающую и куда-то спешащую. Её глаза были то горящими, то уставшими. Я знала, что отец любит спорт, и видела, как он ему приносит радость. Видела, как он занимался со школьниками на секциях по волейболу. Наблюдала, как они прислушиваются к нему, уважают. Но в моих мыслях не было желания встать на путь педагогики. И я не связывала свою жизнь со спортом. Сначала мой выбор пал на специальность хореографа. Но почему-то я сделала выбор в пользу специалиста по рекламе. Планировала даже после колледжа поступать на режиссёра, поступила на журналиста, но мой внутренний голос не давал мне покоя, и, в конце концов, я пошла именно по педагогическому пути.
Так произошло не случайно: с раннего детства у меня было много увлечений и планов. Я хотела стать хореографом, журналистом, режиссером и фотографом. Так или иначе, всё это немного перекликается с педагогикой, творчеством, обучением и взаимодействием с людьми. Хореограф обучает; журналист сочиняет; режиссер руководит, создаёт образы; фотограф сохраняет моменты жизни.
За пять лет обучения в университете физической культуры и спорта я поняла, что мне нравится то, чему я обучаюсь, что мне интересна моя новая специальность. Благодаря ей все мои предпочтения объединились воедино, ведь именно в этой профессии я могу обучать, сочинять, руководить процессом, принимать различные образы на себя и придумывать роли детям, а также ловить самые интересные моменты объективом фотоаппарата.
Именно тогда во время получения высшего образования я и поняла, в чем отличие спорта от физической культуры. Мне с детства привили понимание ценности физической культуры: важности активного образа жизни, движения, заботы о своем теле. И эту истину я усвоила, когда была на пути к своей новой профессии. Уже тогда, в студенческие годы, я определила свою целевую аудиторию - дети-дошкольники, с которыми мне есть чем поделиться, в которых я смогу разбудить или поддержать интерес к движению. Они веселые, искренние и настоящие. Они верят в свои силы!
Будучи молодым специалистом, я сталкиваюсь с реальными трудностями педагога, но мои знания и навыки других профессий пригодились в новой (для меня) сфере – сфере образования.
На занятиях с детьми можно ставить «спектакли», можно «танцевать», можно примерять различные образы и на себя, и на них; дети с удовольствием играют придуманные мною роли! Наш зал – это наша сцена! Я – режиссер, а дети - актёры. Мои сценарии – это образовательные программы и планы-конспекты занятий. Мои фотографии и видеоролики – это отчётные материалы для родителей, которые хранят их, гордятся детьми, любуются ими и поддерживают. Занятия приносят огромную пользу для юных личностей. Они учатся ценить движение, учатся быть активными, быстрыми, ловкими, смелыми, выносливыми. Они сталкиваются с ошибками и неудачами, и учатся их преодолевать. Обучение без ошибок не бывает, главное уметь их принимать и устранять, продолжать идти дальше и не бояться.
Мне нравится, что мои уроки дают дошкольникам возможность двигаться и играть! Именно в игре они развиваются. Крупная моторика способствуют формированию межполушарного взаимодействия, имеет колоссальное влияние на развитие умения управлять своим поведением, обеспечивает развитие зрительного и слухового внимания. Двигательные упражнения формируют образ собственного тела ребенка, что помогает лучше осознавать, почувствовать себя, управлять своим телом и поведением, а также легче ориентироваться в пространстве.
Одновременно с процессом моего образования в университете, шел процесс образования и у моего сына. В это же время я увлеклась детской психологией. Воспитывая своего ребенка, я применяла интересные, на мой взгляд, методы обучения, которые мне помогают в настоящее время на занятиях физкультурой. И самый необычный и действенный – это метод «зеленой» ручки. Когда вместо указаний на ошибку, мы указываем на положительные результаты. Например, если из десяти написанных ребенком крючочков будет только один красивый, необходимо указать именно на него, и тогда в следующий раз красивых крючочков становится больше. Методом наблюдения я пришла к осознанию того, что если не указывать ребёнку на ошибку, а создавать условия успеха, то ребёнок стремится к совершенствованию техники выполнения упражнения и быстро достигает положительного результата.
Но не сразу занятия были плодотворными, не все задачи, поставленные мною, выполнялись, не всегда планируемый результат совпадал с полученным и детки не всегда «конфетки». К каждому ребёнку необходимо найти подход, у каждого свои особенности. Так и получается, что учусь и я, и дети вместе со мной.
Еще год назад у меня было около пятидесяти обучающихся, а сегодня около ста тридцати. Теперь, анализируя результаты своей работы и успехи детей, могу сказать: "Я - хороший педагог, если дети приходят на занятия с удовольствием, а в конце занятия дарят улыбки". Значит цель моя достигнута, так как задачи были поставлены верно, средства подобраны правильно.
Как-то в детском саду я увидела выставку детских рисунков на тему «Чем мы занимаемся в детском саду», и на многих из них были изображены наши занятия занимательной физкультурой. Теперь понимаю, почему дети машут рукой, когда прохожу мимо окон детского сада, а встречая на улице, громко здороваются, а на занятии стараются занять место рядом со мной, хотят прикоснуться или обнять. Приятно? Конечно! Результат? Безусловно. Поэтому я испытываю удовлетворение от своей работы. Для меня это успех!
Я знаю, что дети смотрят, наблюдают за мной – запоминают, повторяют, и я стараюсь быть примером для них: я приезжаю на работу на велосипеде, играю вместе с ними, много хожу пешком и стараюсь держать себя в форме. Ведь личный пример – это результативный пример.
Создание ситуации успеха на занятиях, активное поощрение детей за старание, нацеленность не на результат, а на сам процесс, положительный личный пример - всё это ведет к достижению моей цели – прививать детям интерес к физической культуре, именно как культуре (культура речи, культура поведения и др.), чтобы она для них имела жизненную значимость. Как и для меня.